ДВИГАТЕЛЬ
ВАЗ-2112
При обслуживании большинства отечественных автомобилей мастерам приходится
регулировать тепловые зазоры в клапанах двигателя. Да и при поисках дефекта (“не
тянет”, “стучит” и т. д.) нередко обращаются к регулировке клапанов – хуже не
будет!
Владельцы машин с двигателем ВАЗ-2112 от этой проблемы избавлены, так как
этот 16-клапанный двигатель имеет современный беззазорный привод клапанов через
гидротолкатели. Последние автоматически выбирают зазор в клапанном механизме,
поэтому традиционных проверок и регулировок здесь не требуется.
Однако при эксплуатации автомобиля гидротолкатель может выйти из строя из-за
плохого качества изготовления (часто еще в гарантийный срок), “благодаря”
моторному маслу невысокого качества или нарушению сроков его замены. В последнем
случае закоксовываются каналы гидротолкателя и он теряет работоспособность.
При отказе гидротолкателя в двигателе возникает знакомый “клапанный” стук – с
частотой вдвое меньшей частоты вращения коленчатого вала. Ремонту этот узел не
подлежит и требует замены. Для выполнения работы, помимо самих гидротолкателей,
потребуются два новых сальника распредвалов и герметик “Локтайт-574”.
|
|
Сняв пластиковую декоративную крышку,
отсоединяем высоковольтные провода от модуля зажигания. |
Головкой "на 10" отворачиваем три гайки
крепления модуля |
Отсоединив электрический разъем, снимаем модуль зажигания. Отсоединяем шланг
вентиляции картерных газов от штуцера крышки головки цилиндров.
Снимаем ресивер двигателя (см. ЗР, 2000, № 9, с. 172, фото 10–13).
|
|
Ключом “на 10” отворачиваем болт крепления
кронштейна жгута проводов форсунок. |
Головкой “на 8” отворачиваем 15 болтов
крепления крышки головки цилиндров… |
|
|
…и снимаем крышку. |
Для проверки гидротолкателя нажимаем на него
отверткой. При этом кулачок распредвала должен быть обращен к толкателю
затылком – клапан закрыт. |
Если незадолго до этого двигатель работал, то исправный гидротолкатель должен
прожиматься со значительным усилием, так как мы сжимаем пружину клапана. Если же
усилие невелико – гидротолкатель не в порядке.
Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ.
|
|
Вставив отвертку в отверстие шкива, стопорим
его от проворота и накидным ключом “на 17” поочередно ослабляем болты
крепления зубчатых шкивов обоих распределительных валов. |
Снимаем с зубчатых шкивов ремень привода ГРМ
(последовательность операций – см. ЗР, 1999, № 9, с.
163–164). |
|
Отвернув болты крепления,
снимаем зубчатые шкивы. |
Отсоединяем провод от датчика давления масла. Отвернув ключом “на 10” шесть
болтов крепления, снимаем заднюю крышку привода ГРМ.
|
|
Головкой “на 8” отворачиваем 20 болтов
крепления корпуса подшипников распределительных валов. |
Двумя ключами “на 17” отворачиваем болт
крепления штанги задней опоры силового агрегата к кронштейну двигателя.
Вынимаем болт. |
|
|
Головкой “на 15” отворачиваем три гайки
крепления кронштейна задней опоры… |
…и снимаем кронштейн. |
|
Снимаем корпус
подшипников. |
Вынимаем из корпуса направляющие трубы свечей зажигания.
|
|
Впускной распределительный вал отличается от
выпускного пояском около первой шейки. |
Вынимаем валы с сальниками. |
|
|
Снимаем две задние заглушки головки
цилиндров и корпуса подшипников. |
Гидротолкатель удобно вынимать из гнезда
головки цилиндров, приложив к его торцу магнит. |
Устанавливаем новый гидротолкатель вместо вышедшего из строя.
Перед сборкой очищаем головку цилиндров и корпус подшипников распредвалов от
остатков старого герметика и масла. Смазываем моторным маслом шейки и кулачки
валов и укладываем их в опоры головки цилиндров. При этом положение валов должно
быть таким, чтобы при установке на них зубчатых шкивов метки на шкивах совпадали
с метками на задней крышке ГРМ.
|
|
На поверхность корпуса подшипников,
сопрягающуюся с головкой блока, наносим тонким слоем герметик
“Локтайт-574”. |
Места нанесения герметика на корпусе
подшипников. |
Устанавливаем корпус подшипников и равномерно затягиваем болты крепления
моментом 1,5–2,0 кгс.м.
|
|
Смазав уплотнительные кольца направляющих
труб моторным маслом, устанавливаем трубы в отверстия головки цилиндров и
корпуса подшипников. |
Используя подходящий отрезок трубы в
качестве оправки, запрессовываем новые сальники распределительных
валов. |
С другого торца головки блока цилиндров запрессовываем заглушки.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.
Перед установкой крышки головки цилиндров очищаем ее поверхность, сопрягаемую
с корпусом подшипников, и наносим герметик “Локтайт-574”.
|
Места нанесения герметика на
крышку головки цилиндров. |
С новыми гидротолкателями, пока они не прокачаются маслом и не начнут
нормально работать, двигатель после пуска непродолжительное время (5–10 мин.)
может работать с повышенным шумом.